Система стабилизация ESP

ESP
ESP
Так работает система курсовой стабилизации ESP.

Уже наверное каждый автомобилист в мире знает, что такое система курсовой устойчивости или система стабилизации автомобиля. В данной статье мы попробуем в простой и доступной форме рассказать, как действует система стабилизации ESP.

История создания система стабилизации ESP

Изобретение, которое можно встретить в большинстве моделей современных автомобилей, система курсовой устойчивости или система стабилизации ESP была изобретена немецкой компании Bosch. Расшифровка аббревиатуры — Electronic Stability Program или электронная программа стабилизации. В данном случае имеется ввиду стабилизация движения автомобиля по дороге. Патент на систему стабилизации автомобиля ESP принадлежит компании Bosch. Если среди комплектации конкретной модели автомобиля вы увидите именно такую аббревиатуру системы курсовой устойчивости — это означает, что применяется система от компании Bosch. Есть и другие аббревиатуры систем, которые выполняет такую же функцию, как и система компании Bosch, например:

  • Vehicle Stability Assist VSA;
  • Vehicle Stability Control VSC;
  • Electronic Stability Control ECS.

У всех перечисленных систем принцип работы один и тот же, основанный на патенте немецкой компании Bosch.

Первые автомобили, оборудованные системой стабилизации ESP появились в 1995 году. И уже через два года ей удалось на полную заявить о себе и своих способностях. Напомним, что в 1997 году разразился скандал с немецким автомобильным концерном Mercedes-Benz, который выпустил свою первую первую модель компактного автомобиля Mercedes-Benz А-Сlass. В процессе разработки данной модели инженеры допустили серьезные ошибки, которые приводили к опрокидыванию автомобиля во время выполнения “лосиного теста”. После выявления такой ошибки концерну Mercedes-Benz пришлось отозвать все экземпляры модели для устранения неполадки. Немецкому концерну грозил большой скандал и падение репутации. Однако после оснащения системой курсовой устойчивости ESP модель Mercedes-Benz А-Сlass перестала опрокидываться во время прохождения “лосиного теста”. Репутация Mercedes-Benz была спасена благодаря разработке компании Bosch.

Основной принцип работы ESP

Главной целью работы системы стабилизации ESP является предотвращение заноса автомобиля во время маневров либо на скользкой трассе. Считается, что занос автомобиля является основной причиной дорожно-транспортных происшествий на дорогах, которые имеют тяжелые последствия. Водители всегда с опаской относятся к мокрому, грязному или скользкому дорожному покрытию, неожиданно крутым поворотам либо препятствию на дороге. Все эти факторы вынуждают водителей совершать резкие маневры, которые могут привести к заносу автомобиля и потери управления им. Это было до системы стабилизации автомобиля ESP. Данная система может распознавать угрозу заноса до его появления. Благодаря общей работе различных вспомогательных систем автомобиля система стабилизации позволяет стабилизировать вектор движения автомобиля в рамках законов физики. Согласно статистике приведенной европейскими институтами, в 80% случаев заноса автомобиля при оснащении его электронной системой стабилизации удается предотвратить дорожно-транспортное происшествие.

ESP - основной принцип работы
Основной принцип работы ESP заключается в предотвращении заноса машины в непредвиденной ситуации.

Система стабилизации обладает многочисленными датчиками, которые успевает за секунду 25 раз снять показатели для анализа ситуации на дороге. В данном случае для сравнения подается фактическая траектория движения и угол поворота рулевого колеса автомобиля. Если они не совпадают, то в течение 20 миллисекунд в управлении автомобиля вмешивается система курсовой устойчивости. Она сразу же уменьшает текущий крутящий момент двигателя, что позволяет вернуть устойчивость автомобиля. Если это не помогло, то система стабилизации начинает тормозить отдельные колеса, чтобы создать силу противодействия заносу автомобиля.

Система стабилизации всегда работает при недостаточной поворачиваемости. Так, если система стабилизации определила, что автомобиль в повороте имеет недостаточную поворачиваемость, и его переднюю ось сносит на внешний радиус, тогда система затормозит заднее внутреннее по отношению к повороту колесо и сбросит обороты двигателя. Это поможет автомобилю приобрести достаточную поворачиваемость и спокойно въехать в поворот. Точно также система стабилизации распознаёт и избыточную поворачиваемость, когда происходит занос задней оси. В данном случае система стабилизации будет тормозить переднее колесо, которое находится ближе к внешнему радиусу поворота и снижать крутящий момент мотора. Когда автомобиль оборудован не только системой стабилизации ESP, но и автоматической коробкой передач, система будет как управлять автоматикой и понижать передачу в случае надобности и конкретных условиях на дороге.

Системы-помощники системы курсовой устойчивости ESP

Систему стабилизации ESP нельзя установить на автомобиль, если он не оснащен другими дополнительными активными системами активной безопасности. Каждый автомобиль, на  который устанавливается система курсовой устойчивости ESP, должен быть укомплектован антиблокировочной системы тормозов ABS, антипробуксовочной системой, который по-другому называется трэкшн-контроль. С помощью антиблокировочной системы удается убрать блокировку колес во время движени, что обеспечивает устойчивость автомобиля. Антипробуксовочная система помогает создать оптимальную тягу, передаваемую двигателем к колесу без пробуксовки.

Отсутствие ESP
Отсутствие ESP на автомобиле приведет к заносу при резком маневре.

На основе системы стабилизации ESP были созданы и другие вспомогательные системы автомобиля. Так известна система помощи водителю при старте на подъеме Hill Hold Control создана на основе системы стабилизации ESP.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

84 queries